Фото: Авито
«Внимательно читайте, что подписываете». Казалось бы, эту юридическую аксиому ставропольчанка Галина Клюйко знает давным-давно. Но когда в 2020 году к ней за помощью обратилась без пяти минут родственница, почему-то решила поверить в честность невесты внука, о чем пожалела впоследствии. «Блокнот Ставрополь» разбирался в разыгравшейся драме.
Когда любимый внук Женя Нартов попросил у бабушки пожить в ее старом доме, расположенном в проезде Охотничий в Ставрополе, Галина Павловна Клюйко без раздумий согласилась. Не протестовала она и после того, как он привел туда свою девушку Таню (имя изменено, прим. ред.), и через год молодежь затеяла в ветхой лачужке ремонт. Скажем больше: пенсионерка рассказала, что сама отдала им двести тысяч из своих сбережений на замену проводки и коммуникаций. Однако этой суммы не хватило, чтобы привести все в порядок, после чего бойкая Таня и обратилась к собеседнице редакции с необычным предложением.
«Она предложила оформить фиктивный договор купли-продажи дома за два миллиона рублей, чтобы получить налоговый вычет. Уговор был такой: когда пройдет время, Таня сразу переоформит документы на наших родственников. Ребята в это время не ссорились, говорили, что все у них серьезно, ну я и поверила девушке», — объясняет пенсионерка.
Фото: Авито
Как говорит женщина, документы на «липовую» продажу были готовы в декабре 2020 года. И уже 17-го числа Таня привезла ставропольчанку в МФЦ, с готовым договором купли-продажи дома. Тогда же, по словам ставропольчанки, ее попросили написать расписку о том, что та якобы получила 2 миллиона рублей.
«И я даже внесла на бумагу свои паспортные данные, но потом испугалась последствий и нигде расписываться не стала. Все же по телевидению много говорят о мошенниках, вот и решила перестраховаться. Таня тоже не настаивала. Сказав, что договора достаточно, она просто отвела меня к окошку регистратора, где мы оформили сделку», — вспоминает тот день бабушка.
Деньги (налоговый вычет) Таня получила в апреле 2021 года, и примерно в это же время пара сообщила родственникам о грядущем пополнении в семье и свадьбе. В общем, стало вроде как не до переоформления дома. Хотя, как уверяет Галина Павловна, она неоднократно поднимала с Таней вопрос о том, что домовладение нужно переоформить обратно, дескать, она не молодеет, и ей хотелось бы быть уверенной, что семейное гнездо все же останется у ее детей. Однако девушка уверила, что тревожиться не о чем, и после родов все займутся документами.
Фото: Авито
Правнучка появилась на свет в семье в декабре 2021 года. Колики, пеленки, распашонки, режущиеся зубки — словом, ставропольчанку снова уговорили еще немного подождать. И пенсионерка ждала. В то время как отношения в молодой семье стали стремительно портиться, а брак трещал по швам. В конце марта 2023 года супружеская чета Нартовых повздорила снова. Причем в этот раз в эпицентр семейного скандала с битьем посуды и криками была вызвана тяжелая артиллерия в виде родителей с обеих сторон.
Тогда семьи развели ребят по углам, чтобы эмоции утихли, и Таня с Женей как взрослые люди решили все недопонимания.
«Когда Таня с внучкой уехала в Невинномысск, мы думали, что это временная мера. Но уже в апреле ее родители позвонили и предложили встретиться на нейтральной территории. Тогда мы и узнали, что Таня уже подала на развод», — рассказывает Галина Павловна, как переживала за внука.
Однако плохие новости для нее в тот день еще не закончились. Ведь, как оказалось, ее дом Таня уже давно переоформила на собственную маму, и никто недвижимость возвращать бабушке не собирается.
«Тещу тогда долго на успокоительных каплях держали. Она все порывалась самостоятельно поехать в Невинномысск и посмотреть Тане в глаза. Но какой смысл? Если родители девушки на той встрече нам сказали, что мы никак не докажем фиктивность сделки. Это теперь их собственность, которую они намерены продать», — вспоминает состоявшийся диалог зять Галины Клюйко, Константин Нартов.
Уже в мае объявление о продаже дома действительно появилось на различных сайтах. Тогда же там были заменены замки, а телефоны экс-невестки и ее родственников стали недоступны. Сами же Нартовы, еще пытаясь спасти родовое гнездо Галины Клюйко, бегали по адвокатам и юристам, но те разводили руками. Мол, срок давности для оспаривания договора прошел, сделка зарегистрирована и единственный шанс вернуть домовладение обратно — обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве с налоговым вычетом.
Собственно, что и было сделано 5 июля 2023 года.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
«Но через месяц после проведения проверки мы получили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на том основании, что есть договор-купли продажи, о фиктивности которого мы и говорим. Ведь я не получила с этих 2 миллионов ни копейки», — жалуется пенсионерка.
Однако следствие остается глухим к ее жалобам в том числе и потому, что в материалах дела внезапно появились целых две расписки, в которых Галина Клюйко якобы подтверждает передачу денежных средств. Но вот, что парадоксально, в одном документе нет ее подписи, в другом — подпись есть, но заполнена расписка не ее рукой. Собеседница редакции подмечает, что обе бумаги предоставлены следствию той самой Таней.
«Это все было очень странно, когда сначала Таня принесла одну расписку, потом через несколько месяцев «нашла» другую. И все это копии без предоставления оригиналов, зато датированные одним днем — 17 декабря», — рассказывают Нартовы .
Собственно усомнившись в подлинности основополагающих улик, семья решила заказать независимую экспертизу двух расписок. Выводы исследователей удивили. Как следует из первой расписки, ее на самом деле начинала писать Галина Клюйко. Однако документ до конца не оформлен, на нем нет подписи пенсионерки. Зато она есть на другой расписке, где весь текст написан иным лицом, чей почерк похож на манеру письма самой Тани. И еще одно «но». Эксперты не исключают вероятности, что документ составлен с помощью монтажа.
«При отсутствии подлинника расписки №2 или подлинников иных документов, нельзя исключать возможность монтажа», — пишут эксперты и требуют для точных выводов предоставить им не ксерокопии, а оригинальные документы.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
«Но их попросту не может быть ни в полиции, ни у Тани, потому что я нигде не расписывалась и не собиралась никому ни продавать, ни дарить свой дом», — в очередной раз пытается достучаться до следствия пенсионерка.
Однако уголовное дело по факту мошенничества никто возбуждать не торопится. Документы с проверкой «футболят» из Октябрьского района в Невинномысск, из Невинномысска в Октябрьский район Ставрополя, чтобы на выходе семья получила очередное — «состав преступления отсутствует».
«Но как так? Меня лишили жилья, у государства украли 260 тысяч рублей, и никому до этого нет дела. Следственные органы почему-то верят семье Тани, не ставя под сомнения их показания, не проверяя были ли у них средства на покупку недвижимости, не истребуют у налогового органа документы, на основании которых Таня получила налоговый вычет, а наши объяснения игнорируются, будто мы невидимки», — расстроена пенсионерка.
К слову, редакция «Блокнот Ставрополь» также обратилась за комментарием о сложившейся ситуации в ГУ МВД СК, где, как оказалось, впервые вообще слышат о данной ситуации. Зато о ней знают следователи в Октябрьском отделе полиции Ставрополя, но там кроме как «проводится проверка», ничего пояснить не могли.
Адвокат семьи Нартовых обращалась за защитой и в прокуратуру Октябрьского района города Ставрополя, была на личном приеме у прокурора района, дважды ею подавались жалобы на бездействия со стороны сотрудников полиции ОП № 2 УМВД России по г. Ставрополю и принятию мер прокурорского реагирования. На личном приеме у прокурора района, состоявшемся 11 июня 2024 года, ее убеждали в том, что уголовное дело по факту мошеннических действий и незаконного получения налогового вычета Таней будет возбуждено, виновные непременно понесут наказание, но спустя две недели из прокуратуры пришел ответ об отказе в удовлетворении жалобы и снова повторяющаяся фраза «проводится дополнительная проверка».
«Вопрос только в том, что никто никакой проверки не проводит, следователями выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, как под копирку – слово в слово и то на четыре строчки», — отмечают Нартовы.
Вот такой шалтай-болтай длиною уже более года. Тогда как схема с налоговым вычетом не такая уж и редкая в наши дни. А тут на блюдечке с голубой каемочкой приносят целый расклад, что и как было, мол, бери, расследуй, наказывай виновных. Однако почему-то никто не хочет копнуть глубже, отделавшись привычным «сами видели, что подписывали». Хотя, лишившись дома, Галина Клюйко уже сама по себе наказана за излишнюю доверчивость. Но как быть с вдохновителями схемы? Не замечая их, оставляя преступление без внимания, не реагируя на жалобы, не даем ли мы зеленый свет, чтобы такие ситуации повторялись вновь?