Фото: Блокнот Ставрополь
У завода «Красный металлист» в Ставрополе непростая история. Он успел побывать частным предприятием, подвергнуться национализации, вложиться в защиту страны во время войны, снова вернуться в ложе капитализма и тихо умереть, вскоре переродившись в жилые высотки. «Блокнот» рассказал о новейшей истории места, судьба которого до сих пор вызывает дискуссии в обществе.
Основали предприятие предприниматели Руднев и Шмидт в 1902 году, назвав его «Чугуно-меднолитейным механическим заводом». Объект имел выгодное положение — он был единственным металлообрабатывающим производством в городе, и Шмидт вовсю этим пользовался. Владелец брался даже за странные заказы, например, в 1909 году завод изготовил для технической конторы братьев Котляренко по их чертежам золотодобывающую драгу.
Но торжество капитализма не было бесконечным. В 1921 году завод был национализирован и приобрел свое название «Красный металлист», с которым прошел весь период жизни СССР и существовал до самой смерти.
Завод в годы Великой Отечественной войны. Фото: госархив Ставрополья
В годы Великой Отечественной войны предприятие было мобилизовано на производство продукции военного характера. Причем даже по меркам тех лет оно показывало чрезвычайную эффективность, не в последнюю очередь благодаря героизму рабочих. Завод даже успел подвергнуться эвакуации, уничтожению нацистами и последующему восстановлению в короткие сроки.
После войны предприятие жило и процветало до начала нулевых, пока производство не пришло в упадок. Территория до 2012 года принадлежала ЗАО «Красный металлист», однако постановление главы города, тогда еще Андрея Джатдоева, прекратило право бессрочного пользования земельным участком. Он был передан в собственность некоего ООО «ТРА». Уставной капитал нового владельца составлял всего 50 тысяч рублей, а подробнее об организации редакция писала еще в 2020 году.
Вид на территорию со спутника, слева 2018 год, справа 2023. Фото: Google
В 2014 году проходили митинги в защиту территории заводского стадиона. Тогда Андрей Джатдоев заверил инициативную группу защитников, что «на этом месте был и будет стадион».
— Я родился в этом городе, здесь растут мои дети, и я не позволю гробить спортивные площадки под очередные развлекательные центры или многоэтажки, — обозначал свою позицию ныне почивший мэр.
В 2018 году местные пейзажи выглядели постапокалиптично
Но этим планам не суждено было сбыться. До 2020 года завод тихо лежал в руинах, и большая площадь возле железнодорожного вокзала никак не использовалась городом. Место привлекало различных личностей, хоть и было огорожено забором с колючей проволокой: охраны не было и брошенные помещения пустовали. Но в 2020 году территорию разделили на 11 участков, и пошел процесс получения разрешения на строительство.
На руинах завода выросли высотки
В 2021 году за развалины взялась компания «Эвилин». На территории предприятия началась застройка, поползли вверх многоэтажки. В 2023 году по данным публичной кадастровой карты почти вся местность определена под жилую застройку, а один из участков предназначен для размещения образовательных учреждений. Вероятнее всего, вскоре горожан ждет очередной жилой комплекс со школой в шаговой доступности.
Как сообщили представители компании корреспонденту, в многоэтажки уже заселяются первые жильцы. Парковки возле зданий заполнены автомобилями, однако строительные работы далеки от завершения.
Сейчас активно ведутся строительные работы, и часть территории уже выглядит пригодной для жизни
Как говорят активисты, для городской инфраструктуры появление нового ЖК не предрекает ничего хорошего. В районе цирка транспортные коллапсы нередко встречаются и сейчас. Увеличение количества населения в этой местности по словам городского урбаниста Андрея Чернякова «окончательно забьет центр города автомобилями».
Местность сильно преобразилась
Но стройка продолжается, и многие находят привлекательной идею приобрести квартиру возле одной из основных транспортных артерий края. Пока что влияние комплекса на городскую среду незначительно, а что будет в будущем — мы узнаем только после окончания работ и полноценной сдачи зданий жильцам.