Виталий Гаспарян, фото: Ставропольская школа зимних видов спорта Ильи Авербуха «Наследие»
Около двух лет тренером-преподавателем по хоккею в Ставропольской школе зимних видов спорта Ильи Авербуха «Наследие» трудится Виталий Гаспарян. Воспитанник школы «Сириус» Ямало-Ненецкого автономного округа всегда открыт новым знаниям и опыту и готов испытать себя в экстремальных условиях.
В свое время герой нашего рассказа разрывался между тремя видами спорта, побывал на Северном полюсе, отслужил в ВДВ, а сейчас старается донести юным воспитанникам «Наследия» мыль о том, что главное в жизни — вырасти порядочным человеком, и только потом – великим спортсменом. Об этом и многом другом Виталий Арменович рассказал в интервью изданию «Блокнот-Ставрополь».
— Каким образом в вашей жизни появился хоккей?
В свое время мои родители были вынуждены покинуть Баку и перебрались в Ямало-Ненецкий автономный округ, где уже появился на свет я. В этих местах популярны такие зимние виды, как лыжи и хоккей, а также мини-футбол. Я с большим удовольствием занимался всеми: бегал на лыжах, орудовал клюшкой и катал по паркету мяч. Тем более, что на севере занятия спортом — абсолютно бесплатное удовольствие. А когда пришло время выбирать, чем заниматься всерьёз — мне тогда было лет 10-11, сосредоточился на хоккее. Я вообще игровик, мне больше нравятся командные виды спорта.
Кроме того, на мой выбор повлиял тренер, который учил нас не просто кататься и бросать, а думать, проявлять инициативу и смекалку на льду. Уже тогда я начал осознавать, что это универсальный рецепт не только для спорта, но и для любой сферы в жизни. Помню, я пробовал себя даже в воротах. Но только для того, чтобы лучше понять, где у голкиперов слабые места и использовать эти знания при игре в атаке.
— На какой позиции играли?
Правого нападающего. Наша команда выступала в достаточно сильной Ямальской хоккейной лиге, была призером этих соревнований, а я время от времени признавался лучшим игроком.
— Как оказались в Ставрополе?
Окончив школу, перебрался сюда вслед за старшими братом и сестрой, которые к тому времени уже обосновались в краевом центре. Поступил на спортфак.
— Хорошо учились?
Да. Мне было очень интересно, поэтому я погрузился в учебу с головой, получал удовольствие. Университет окончил с красным дипломом — и… решил пойти в армию. Хотел попасть в ВДВ.
— Интересный выбор.
Мне хотелось на себе испытать на себе, что это такое – служба в элитных войсках. Поэтому еще в университете несколько месяцев посещал курсы ДОСААФ, прыгал с парашютом с вертолёта и самолёта. В итоге попал, куда хотел —– в ВДВ. Об этом времени абсолютно не жалею. Это был хороший опыт.
— Наверняка вам предлагали после срочной службы остаться на контракт?
Было дело. Но я к тому времени понял, что армия — это не мое. Решил вернуться к любимому занятию — и практически сразу после «дембеля» устроился в хоккейную школу в Михайловске, где отработал около двух лет.
Кроме того, хотелось после армии продолжить учебу. Я получил академическую степень высшего образования в магистратуре. Учился хорошо, без троек. Как говорят — лучше один раз взяться за ум, чем потом всю жизнь хвататься за голову. А вот в аспирантуру пока не думаю поступать.
— Я так понимаю, вам вообще нравится бросать самому себе вызовы?
В 2015 году я принимал в экспедиции на Северный полюс.
— С этого места, пожалуйста, поподробнее.
На самолете нас доставили на дрейфующую полярную станцию «Борнео», которая была развернута в Ледовитом океане в 100 километрах от Северного полюса. Льдина, где был лагерь, находилась в 10-40 километрах от Северного полюса. Перед нами стояли задачи по изучению льда, океана и воздуха.
— Сложно было попасть в этот проект?
Непросто. При тестировании учитывалось множество факторов: физическое здоровье, успехи в учебе, опыт занятий лыжным спортом, и ещё много чего. У кандидатов выясняли, насколько они развиты как физически, так и интеллектуально. В итоге со всей России собрали 600 человек, после следующего отбора нас осталось 40. В этом составе мы отправились в Карелию, где в рамках учебного похода велась подготовка в условиях, «приближенных к боевым». В результате отобрали семерых, и мы отправились на Северный полюс.
— Наверное, в космос проще полететь, чем в эту экспедицию попасть?
Не знаю, в космос летать не пробовал. Но было бы интересно.
— Какие впечатления остались от экспедиции?
Очень приятные. Хотя не могу сказать, что было просто. В первые дни мы все мечтали встретить белого медведя. Но к концу экспедиции, когда уже поняли, куда на самом деле попали, пришло понимание — это даже к лучшему, что повидаться с «Умкой» не удалось.
— Вернемся к хоккею. Как возник вариант с «Наследием»?
Однажды руководство заявило, что школа в Михайловске вскоре закроется. Мы все до последнего надеялись на чудо, но его не произошло. В это время как раз в Ставрополе открылось «Наследие», и большинство воспитанников михайловской школы оказались здесь. Вслед за ними по приглашению старшего тренера школы перешёл и я. Думаю, меня пригласили по рекомендации родителей моих учеников.
— В чем принципиальная разница этих школ?
Самый большой плюс «Наследия» — возможность заниматься бесплатно. Да и в целом условия здесь лучше, чем в Михайловске и других ледовых аренах города. В этом году лед у нас вообще не сливали, у ребят была возможность заниматься даже летом. Детям, конечно, нужно отдыхать, но не треть же года — в других школах воспитанники остаются безо льда по четыре месяца.
— Сколько у вас групп?
Основная моя команда — ребята 2017-2018 годов рождения. Также я по мере сил помогаю коллегам со старшими возрастами.
— Насколько вам комфортно жить и работать в Ставрополе?
Абсолютно не жалею, что сюда приехал. Я обычно не стремлюсь задерживаться там, где мне не нравится. У меня здесь сложилась определенная история. Я всем доволен, единственное, чего не хватает — менталитета северных людей, иногда по нему скучаю. Ни в коем случае не хочу сказать, что на юге живут плохие люди, но на севере немножко по-другому. На севере люди всегда готовы помочь, это воспринимается как должное. На юге России же немного по-другому.
— Родители не пытаются вмешиваться в тренировочный процесс?
У нас с этим строго. Есть определённые правила, и родители должны понимать, что если они привели сюда ребенка, то должны эти правила соблюдать. Если же что-то не нравится — пожалуйста, можно попробовать себя в другой команде, их сейчас в городе хватает. К тому же многие ребята пришли ко мне с самого малого возраста, это упрощает задачу. У многих из них уже есть понимание, что можно делать, а что нельзя, они учатся думать. Я стараюсь донести им, что главное — вырасти порядочным, умным человеком. Воспитание, образование, и только потом спорт — приоритеты должны быть расставлены именно в таком порядке. Не может быть спортсмен невоспитанным человеком.
Вообще я себя не представляю сейчас в другой ипостаси. Тренерская деятельность — очень творческий процесс, а каждый выход на лед для меня — это праздник.