Фото: читатели «Блокнот Ставрополь»
В редакцию «Блокнот Ставрополь» обратилась ставропольчанка с заявлением о нарушении своих прав. Со слов потерпевшей, руководитель Татарского территориального отдела на земельном участке, находящемся в собственности их семьи, самовольно начал давать разрешения на захоронения. Чиновники хорошо знают о допущенном нарушении, пытались замять ситуацию, предлагая рокировку на другую землю, прокуратура Шпаковского района выдала представление главе округа Игорю Серову, но ничего не изменилось, а допустившие это сотрудники продолжают работать на своих местах.
Как рассказала жительница, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:11:071201:83 принадлежит ей с 17 августа 2020 года.
Скриншот с публичной кадастровой карты
В январе 2023 года женщина столкнулась с тем, что на ее земле администрация округа самовольно производит захоронения людей. Из принадлежащей площади они заняли уже более 660 квадратных метров.
Фото: читатели «Блокнот Ставрополь»
Как рассказала собеседница, участок был огорожен сеткой рабицей, вбиты колышки, стоял шлагбаум, который глава территориального отдела Александр Белозубов просто переставил.
Невозможно описать удивление собственников, когда, приехав на свою территории, они увидели могильные плиты, кресты и сформированное кладбище. На месте событий не оказалось их забора, а шлагбаум просто украли и поставили на месте въезда к захоронениям.
Пообщаться продуктивно с чиновником-самоуправцем семья не смогла. При личной встрече, как вспоминают собеседники редакции, начальник территориального отдела угрожал и хамил, однако тогда записать происходящее на камеру или диктофон они просто не успели. Очевидно, управленец был уверен, что все содеянное ему сойдет с рук. Пока так и выходит, кладбище растет, сельскохозяйственную землю уже не смогут использовать по назначению, а о причиненном ущербе никто и не говорит.
— Там ведь свежие могилы, парни наши с СВО лежат, место должны были для кладбища законное подбирать, договариваться как-то, предлагать альтернативу. Теперь, конечно, участок трогать нельзя, а нам за главами бегать и уговаривать, на мои жалобы сплошные отписки, — негодует собеседница редакции.
Не теряя надежды на справедливость, семья продолжила попытки урегулирования ситуации с администрацией округа.
Фото: Яндекс Карты
Диалог, оказавшийся в редакции, записали как раз в ходе обсуждения с чиновниками способов компенсации земли, которую очень быстро украли, но долго возвращают.
— Товарищи наши каким-то странным образом залезли на ваш участок, поэтому я предлагаю просто найти пути решения этой проблемы. <…> Та часть, которая сверху, сзади, вам не подходит, да? <…> С ним (Белозубовым, прим.ред.) уже была проведена беседа, — рассказала сотрудник администрации семье в мае 2023 года.
Собеседница редакции направила жалобу Игорю Серову также в мае 2023 года, на что заместитель главы Инна Чепрасова предложила перенести существующие границы объекта за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Просто представьте, что органы местной власти отняли у вас любую собственность, рассматривают жалобу на это в течение месяца, а после, за неимением других вариантов, предлагают на вас быстренько оформить бесхозное имущество взамен утраченного. При этом сотрудники, допустившие эту ситуацию, продолжают сидеть в своих креслах и отдавать распоряжения.
Фото: ответ замглавы администрации Шпаковского округа
После обращения в прокуратуру района надзорники установили, что на соседнем от частного участка как раз располагается кладбище, но оно разрослось так, что заняло смежную землю. Таким образом, районная прокуратура также подтвердила факт нарушения законов, выявила причины и даже сообщила заявителям, что можно восстановить убытки в судебном порядке. Тогда же Игорю Серову внесли представление, только проблему захваченной земли это так и не решило.
Фото: фрагмент представления прокуратуры Шпаковского района
После этих событий началась череда обращений в Генеральную прокуратуру РФ, следственные органы, президенту Российской Федерации, в которых семья рассказывала о самоуправстве администрации Шпаковского округа, но по закону бюрократии все письма и жалобы возвращались обратно к виновникам происходящего и не возымели результата и внятного финала в истории с самовольным кладбищем.
Однако диалог с администрацией не прекращался. Пострадавшие не оставляли попыток все-таки получить от власти равноценной компенсации за содеянное управленцами. Увы, чиновники, ссылаясь на категорию земель, генеральный план, местоположение, никак не могли подобрать что-то подходящее взамен захваченному.
Выполнить новое межевание и перенести границы вверх или вниз собственники не хотят, они уверены, что земля для жизни теперь непригодна из-за такого соседства. Санитарную зону для кладбищ никто не отменял, да и трупный яд за забором вовсе не то, на что рассчитывали владельцы, когда покупали участок.
По действующим нормам закона, ширина защитной зоны в этом случае должна составлять 300 метров. Однако подкованные чиновники аккуратно в ходе личной беседы с пострадавшими предложили сократить это значение в Роспотребнадзоре, ведь рядом проходит федеральная трасса, и на покупку такого лакомого участка будет много желающих. Запись разговора также есть у редакции.
На аудио сотрудники администрации и потерпевшие не только обсуждали, как же подменить участок, но и говорили о гарантийном запрете дальнейших захоронений на данном кладбище, о неудачной муниципальной реформе, после которой все сельские поселения свалились на плечи округа со своими проблемами и нарушениями.
Видео: «Блокнот Ставрополь»
Однако собеседники редакции уверены, если бы Белозубов действовал сам, то его бы давно с трудовой книжкой отправили подальше от управления отделом. Раз чиновник не получил наказания, то его прикрывают и даже способствуют его незаконной деятельности. Произвол и самоуправство такого масштаба не могли не замечать в администрации округа. Кроме того, помимо разрешения на захоронение от Белозубова, за погребением усопшего нужно обратиться к ИП Наливайченко, согласно неизвестному договору, указанному на въезде кладбища.
К сожалению, авторы информационного стенда не потрудились указать ни номер договора, ни дату его заключения, срок действия или хотя бы ИНН предпринимателя, однако номера телефона заботливо указаны, по два на каждого абонента.
Фото: читатели «Блокнот Ставрополь»
Журналисты издания анонимно связались по контактам предпринимателя, чтобы узнать о стоимости услуг и порядке получения разрешения. Как рассказал собеседник, похоронить можно, если место найдут, а то его может уже и не быть, «в сельсовете справку дадут бесплатно», а вот цены на ритуальные услуги предложили обсудить на месте.
Женщина требует запретить хоронить на ее участке, ведь несмотря на все нормы действующего законодательства и предписание прокуратуры Александр Белозубов продолжает выдавать разрешения на захоронение людей и осуществлять незаконную деятельность.
— У меня дети собирались строиться, хотели продать участок, а кому он нужен будет на кладбище? Я хочу, чтоб мне компенсировали украденное в нормальном и чистом районе, — негодует пострадавшая.
Выкручиваться из сложившейся ситуации администрация продолжает почти год, фактически — выявлены факты самовольного занятия земельного участка и его нецелевого использования, вопрос о превышении должностных полномочий начальником Татарского территориального отдела и сотрудников администрации округа должны решить правоохранители.
Хочется отметить, что с момента обнаружения этой ситуации прошел почти год, уведомлены о происходящем были и надзорные органы, и местная администрация, однако с допущенным самозахватом никто ничего не сделал. На преступление смотрят сквозь пальцы, прикрываясь сладкими речами и обещаниями.
Пострадавшие задаются вопросом, как же это получается, что подбирают альтернативный участок столько времени, разбираются с границами, возможностями нового межевания, находят время для отписок и возведения препятствий в исправлении своих же ошибок, а вот кладбище обустроить и украсть шлагбаум на чужой земле смогли очень быстро.
Получить комментарий у администрации Шпаковского муниципального округа журналистам не удалось.
Видимо, в округе серьезные проблемы с учетом земель и участками, предназначенными для захоронений. В хуторе Грушевый Нижний кладбище и вовсе не стоит на кадастре, а могилы растоптаны скотом фермеров, территория захоронений не имеет ограждения и даже нормального подъезда к месту.